ГОРМОНОЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

ЭСТРОГЕН и МЫШЦЫ У ЖЕНЩИН

Эстроген регулирует компартменты стволовых клеток у женщин. Масса скелетной мышцы, прочность и регенерационная способность уменьшаются с возрастом, и у женщин такое уменьшение особенно активно происходит во время уменьшение уровней эстрогена в менопаузе. Дефицит эстрогена ставит под угрозу обслуживание стволовых клеток мышц, а также ухудшает регенерацию и дифференцирование в мышечных волокнах.

С помощью механистической гормональной замены с использованием селективного модулятора рецептора эстрогена (bazedoxifene) и условного нокаута рецептора эстрогена, ученым удалось показать, что эстроген, сигнализирующий через этот рецептор, жизненно необходим для предотвращения апоптоза стволовых клеток.

Ранние данные изучения биопсии женщин, перешедших от пери – к постменопаузе, согласовываются с данными о потере стволовых клеток, и совпадают по времени со снижением эстрадиола. Взятые вместе, эти результаты демонстрируют важную роль эстрогена в обслуживании клетки и регенерации мышц у женщин.

www.sciencedirect.com/…/arti…/pii/S2211124719307910…

ТЕСТОСТЕРОН ДЛЯ ЖЕНЩИН

Тестостерон эффективен для женщин в постменопаузе с низким сексуальным желанием, серьезные побочные эффекты отмечены небыли. Рекомендовано трансдермальное введение препарата.

www.thelancet.com/journals/landia/article/PIIS2213-8587(19)30189-5/fulltext?fbclid=IwAR3rCWcxXKv9AiLLik8_AiRv9cjQux2ROUkMcAgk0LLYgW5i_ojJyMOT4XM

Возрастное уменьшение мышечной массы у женщин можно остановить

Установлена взаимосвязь между концентрацией эстрогенов в крови и количеством клеток-миосателлитов, которые отвечают за регенерацию мышечной ткани, а также их функциональной активностью. Расшифрован молекулярный механизм этой взаимосвязи.

Мышцы человека в течение жизни постоянно получают мелкие и крупные повреждения. Для их восстановления имеется запас специальных сателлитных клеток, или миосателлитов между базальной и клеточной мембранами скелетного мышечного волокна. Эти клетки отвечают за рост мышечной массы в постэмбриональный период, а также восстанавливают мышцы после физических нагрузок или увечий. С возрастом количество миосателлитов снижается из-за различных факторов, в частности изменения гормонального фона, которому подвержены женщины среднего возраста. Ранее уже было показано влияние женского полового гормона эстрадиола на сердечно-сосудистую и костную системы (его защитное действие снижается после менопаузы, поскольку снижается его концентрация). Известно было также, что при дефиците эстрадиола у женщин уменьшается мышечная масса, ухудшается регенерация мышц. Однако механизм этого процесса до сих пор не был изучен.

Ученые подсчитали миосателлиты в пяти различных мышцах у мышей с овариэктомией (удаленными яичниками) и в контрольной группе. Сателлитных клеток у оперированных животных в передней большеберцовой мышце оказалось меньше почти на 60%, их количество было снижено в икроножной мышце, диафрагме и длинном разгибателе пальцев по сравнению с контрольными животными. При этом, если прооперированные мыши получали эстрадиол, потери сателлитных клеток не происходило. Дефицит эстрадиола повлиял и на восстановление силы поврежденных мышечных волокон. Функция самообновления, которая играет главную роль в поддержании пула миосателлитов, и способность к дифференцировке тоже подверглись изменениям. Дефицит гормона снизил приживаемость сателлитной клетки, трансплантированной подопытным мышам, на 75% по сравнению с контролем.

Чтобы получить данные для человека, исследователи взяли биопсию мышечной ткани у пяти женщин в периоды пери- и постменопаузы. У четырех из пяти участниц количество сателлитных клеток упало в среднем на 15%. Уровень эстрадиола у этих женщин снижался в течение годового периода наблюдения.

«Давно известно, что мужские половые гормоны способствуют здоровью мышц, но мы были в неведении относительно того, что происходит, когда женщины стареют», — сказала ведущий автор исследования Дон Лоу.

Исследователи определили главный рецептор, через который эстрадиол передает сигналы в сателлитные клетки. С помощью РНК-секвенирования и ПЦР в реальном времени они показали, что миосателлиты чаще экспрессируют ген, кодирующий рецептор эстрадиола альфа (ERα), нежели два других (ERβ и ER, связанный с G-белком — GPER). Дальнейшие тесты продемонстрировали, что потеря передачи сигнала через ERα повышает число отмирающих клеток в 3,7 раза, а также ухудшает восстановление мышц после травмы. У мышей, митосателлиты которых не имели ERα, число этих клеток снижалось на 40–60%.

Таким образом, рецептор ERα необходим для нормальной передачи гормонального сигнала и поддержания пула миосателлитов в организме. Это подтверждает еще один эксперимент, в котором авторы проверили влияние селективного модулятора эстрадиоловых рецепторов базедоксифина (BZA) на мышей с овариэктомией. У животных, получавших BZA, устранялось вредное воздействие гормонального дефицита.

Возможно, дальнейшие исследования в этом направлении помогут найти безопасную лекарственную терапию возрастных изменений. Заместительная терапия эстрогенами при симптомах менопаузы помогает сохранить здоровье мышц, но она, хоть и незначительно, однако статистически значимо повышает риск развития рака. Не исключено, что селективные модуляторы ER будут признаны более безопасными.

www.cell.com/cell-reports/fulltext/S2211-1247(19)30791-0

Гормоны щитовидной железы не рекомендуется принимать взрослым с субклиническим гипотиреозом.

Исследователи обнаружили, что гормоны щитовидной железы устойчиво демонстрировали отсутствие клинически значимых преимуществ для качества жизни или симптомов, связанных с щитовидной железой, в том числе в отношении симптомов депрессии, утомляемости и индекса массы тела у взрослых пациентов с СКГ (доказательства умеренного-высокого уровня). Гормоны щитовидной железы, по-видимому, оказывают незначительное влияние на сердечно-сосудистые явления или смертность (доказательства низкого уровня); только в одном исследовании оценивались негативные последствия и в течение двухгодичного периода наблюдения наблюдалось небольшое число явлений. На основании этих данных члены группы настоятельно рекомендовали не назначать прием гормонов щитовидной железы взрослым пациентам с СКГ. Рекомендации не распространяются на женщин, которые пытаются забеременеть, или на пациентов с уровнями тиреотропного гормона > 20 мМЕ/л, и могут не применяться к молодым людям или пациентам с тяжелыми симптомами.

«Дальнейшие исследования позволят определить, имеется ли неидентифицированная подгруппа пациентов, которые получают пользу от лечения», — пишут авторы. «В текущем объеме доказательств не наблюдалось признаков потенциальной подгруппы или даже тенденций, согласованных в отношении конечных точек».

www.bmj.com/content/365/bmj.l2006

ЛУННЫЕ ЦИКЛЫ И ОВУЛЯЦИЯ

Влияние Луны на продолжительность менструального цикла. Продолжительность менструального цикла в среднем равна 29 суткам, поэтому менструации традиционно еще именуют месячными. Очевидно, что данный термин сложился исторически в силу простого совпадения длительности биологического и астрономического ритмов.Исследование продемонстрировано, что у 28% женщин овуляция происходила в периоды полнолуния. В другие 7 фаз лунного цикла овулировало лишь по 8-12% женщин.Проанализировав изменение концентрации мелатонина в крови женщин, авторы пришли к выводу, что снижение светочувствительного гормона в полнолуние разблокировало синтез эстрогенов и инициировало овуляцию.

Синхронная связь между менструальным циклом и лунным ритмом была подтверждена: среди 826 женщин-добровольцев с нормальным менструальным циклом в возрасте от 16 до 25 лет большая часть менструаций произошла в период новолуния (28,3%), в то время как в другое время в течение лунного месяца доля встречающихся менструаций колебалась в пределах 8,5-12,6%; разница была достоверной (р менее 0,01).

www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3716780

ТЕСТОСТЕРОН

Чем выше уровень тестостерона, тем больше риск тромбоэмболии, сердечной недостаточности и инфаркта миокарда. www.bmj.com/content/364/bmj.l476?fbclid=IwAR0D3qqNc6YleuJRQ-8iloERMAv3jUsRVwQBZDsvusDGdRIeFzynWilF1go

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ГОРМОНОВ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ ЗАМЕДЛЯЕТ СКОРОСТЬ СТАРЕНИЯ

Высокий уровень половых гормонов оказался характерен для тех пожилых мужчин, чьи клетки стареют с относительно медленной скоростью.

Ученые открыли крайне необычную связь между длиной теломер и концентрацией определенных половых гормонов в крови человека, изучая состояние здоровья примерно трех тысяч пожилых австралийцев в возрасте от 70 до 89 лет. По словам исследователей, идея провести подобное исследование зародилась у них после того, как они заметили, что в среднем теломеры мужчин несколько короче, чем у женщин. Это натолкнуло их на мысль, что эти различия могут быть связаны разными гормональными профилями.Они проверили эту теорию, выловив небольшое количество лейкоцитов из образцов крови своих подопечных, измерив длину их теломер и сопоставив эти данные с тем, как много трех половых гормонов – тестостерона, станолона и эстрадиола – присутствовало в их организме.Эти замеры неожиданным образом показали, что биологический возраст мужчин отражался не на концентрации тестостерона и его биологически активного «кузена», а на доле главного продукта их распада – эстрадиола, по совместительству связанному с производством эстрогена, главного женского гормона.

Как оказалось, чем больше этого вещества присутствовало в кровотоке мужчин, тем моложе выглядели их клетки. Аналогичным образом, эти же люди выглядели более крепкими физически, чем их сверстники с низкой долей эстрадиола в крови.Что интересно, самые пожилые участники опытов имели максимально высокую концентрацию этого гормона, что может объяснять, как им удалось дожить до возраста в 85-89 лет. Мужчины с более низкими долями эстрадиола просто не дотянули до этой отметки и скончались заметно раньше. onlinelibrary.wiley.com/doi/pdf/10.1111/cen.13918

РИСК ГЗТ У ЖЕНЩИН В ПОСТМЕНОПАУЗЕ И БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА

У женщин, которые долгое время следуют заместительной гормональной терапии (ЗГТ) для облегчения симптомов менопаузы, таких как приливы и ночной пот, повышается риск развития болезни Альцгеймера. У тех, кто принимал гормоны долгое время, по сравнению с участницами контрольной группы, вероятность развития болезни Альцгеймера была выше на 9–17%. Наибольший риск был выражен среди пожилых женщин, следовавших ЗГТ более 10 лет. www.bmj.com/content/364/bmj.l1050

ТЕРАПИЯ ТЕРИПАРАТИДОМ ОСТЕОПАРОЗА У ЖЕНЩИН

Инъекция 56,5 ‐μg терипаратида раз в неделю является мощным терапевтическим агентом для лечения остеопороза. Однако этот режим связан с неблагоприятными побочными эффектами, включая тошноту, рвоту и головные боли. Чтобы уменьшить эти эффекты, было проведено рандомизированное, плацебо-контролируемое исследование, чтобы исследовать фармакокинетику, изменения в маркерах оборота кости и профили безопасности инъекций 28.2 μg терипаратида дважды в неделю. Были также изучены различные интервалы инъекций.

В общей сложности 100 здоровых японских женщин после менопаузы были зарегистрированы в этом исследовании. Системное воздействие ацетата терипаратида в инъекции 28.2 μg было вдвое меньше инъекции 56.5 μg. Однако изменения в маркерах оборота кости в инъекции 28.2 μg терипаратида дважды в неделю были сопоставимы с изменениями при инъекциях 56.5 μg раз в неделю.

Уровни нежелательных явлений, включая тошноту, рвоту и головные боли были ниже в инъекциях 28.2 μg, чем в инъекциях 56.5 μg. Результаты не зависели от интервала дозирования. Таким образом новый режим показал эффективность сопоставимую с предыдущим режимом, но улучшил профиль безопасности и способствовал более комфортному непрерывному лечению терипаратидом.

accp1.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/cpdd.687