ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВОЛОС

МЕХАНИЗМЫ ПОСЕДЕНИЯ ВОЛОС

Цвет волос зависит от активности меланоцитов, которые производят светопоглощающий пигмент меланин. Предшественники меланоцитов — стволовые клетки (MeSCs, melanocyte stem cells) — имеют нейральное происхождение и развиваются в эмбриогенезе из клеток нервного гребня. С возрастом пул стволовых клеток постепенно истощается, и волосы постепенно седеют. Влияет на активность меланоцитов и стресс.

Ранее утверждалось, что вызванная стрессом седина появляется из-за действия стрессового гормона кортикостерона (аналог кортизола у грызунов) или в результате аутоиммунных реакций. Ученые разрушили рецепторы кортикостерона на меланоцитах подопытных мышей, экспрессируя в них систему рекомбинации CreERT2, а для проверки гипотезы об иммунном механизме провели эксперименты на животных, не имеющих Т- и В-лимфоцитов. В обоих случаях после стресса у животных появлялись седые участки на вновь выросшей шерсти. То есть истощение стволовых клеток меланоцитов не вызывается ни кортикостероном, ни аутоиммунными реакциями.

Проведя секвенирование транскриптома, авторы обнаружили, что MeSC экспрессируют в большом количестве β2-адренергические рецепторы, которые активируются норадреналином — нейромедиатором, осуществляющим реакцию «бей или беги» (fight or flight) при стрессе. Мыши, нокаутные по β2-адренергическим рецепторам не седеют при воздействии стресса. Удивительно, но исследователи обнаружили, что при удалении надпочечников — желез, производящих норадреналин, — у мышей продолжали появляться седые участки на шкуре.

Помимо надпочечников, норадреналин выделяется из симпатических нервных волокон. Когда ученые создали линию мышей, у которых возможна чрезмерная активация симпатических нейронов, выяснилось, что такая активация вызывает поседение даже в отсутствие стресса. Значит, заключили они, поседение при воздействии стресса происходит при сильной активации симпатической нервной системы.

Острый стресс, и в особенности реакция «бей или беги», традиционно считается благоприятной для выживания животного. Но в этом случае острый стресс вызывает постоянное истощение пула стволовых клеток

www.nature.com/articles/s41586-020-1935-3

РЕГЕНЕРАЦИЯ ВОЛОС ЗА СЧЕТ РЕМОДЕЛИРОВАНИЯ СТВОЛОВОЙ НИШИ

Идентифицированы лимфатические капилляры как критические компоненты стволовой ниши.

Стволовые клетки в покое экспрессируют Angiopoietin-like 7 (Angptl7), способствуя лимфодренажу. Активированные стволовые клетки переключаются на Angptl4, вызывая временную диссоциацию лимфы и уменьшая дренаж. Изучив лимфатические капилляры в качестве критического элемента ниши стволовой клетки, мы узнали, как стволовые клетки координируют свою деятельность.

science.sciencemag.org/content/early/2019/10/30/science.aay4509?fbclid=IwAR1L3qK-WFz6B5e0Z0GPjabBnwHfE8vS17xHWt2uQdCHWQVmzyu9BiB4dJ8

САНДАЛ ПРОТИВ ОБЛЫСЕНИЯ

Сандалор, использующееся в парфюмерии для имитации запаха сандалового дерева, стимулирует рост волос у человека.

В клинических исследования на женщинах удалось установить целебное действие препарата.

www.nature.com/articles/s41467-018-05973-0

ОБЛЫСЕНИЕ И РАБОТА

Мужчины, работающие более 52 часов в неделю, страдают облысением в два раза чаще. стресс, Возникающий при переработках, может вызвать гормональные изменения в коже головы и замедлить рост волосяных фолликулов. Иммунная система может сама начать атаковать волосяной покров из-за стресса.

www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6761478/